Кающаяся Мария Магдалина

Кающаяся Мария Магдалина
  • Дата создания: 1866
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Лк.7:37-50

Сюжет

Перед нами сюжет, повествующий о покаянии Марии Магдалины. В католической традиции Мария Магдалина отождествляется с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, а также блудницей, омывающей ноги Христа в доме Симона фарисея. Поэтому в западноевропейской живописи, Магдалина приобретает черты кающейся блудницы.

Мария происходила из галилейского города Магдала, принадлежавшего колену Иссахарову. Евангелие коротко упоминает, что Господь изгнал из нее семь бесов. И Мария, оставив все, последовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, никогда не покидая своего Учителя. Страх, заставивший бежать учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. . Вместе с Богоматерью, она разделила великую скорбь, стоя перед Распятием и участвуя в погребении. Марии Магдалине первой явился воскресший Христос, и она стала первой благовестницей, рассказав о встрече апостолам.

Гравюра основывается на повествовании апостола Луки, которое описывает предшествующие покаянию события: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром… И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:36-38, 44-47).

Описание

Перед зрителем показана молящаяся Мария, совсем еще юная, одаренная необычайной красотой и изяществом. Преклонив колена, она взывает к Христу-Спасителю, моля Его о милости, оплакивая свою прошлую жизнь, проведенную в тяжких прегрешениях.

Действие происходит в пустынном месте – в далеком горном ущелье, куда не ступала нога человека. Пустынный пейзаж, безжизненные камни, крутые уступы гор, безмолвное небо над головой с низко нависшими облаками усиливают ощущение трагизма.

Перед Марией человеческий череп, напоминающий о суетности жизни, конец которой неизбежен. Когда-то и ее тело станет таким же, ибо все тленно в этом мире и юность, и красота, и человеческие желания —  бессмертна только человеческая душа, которая предстанет вскоре на суд Божий. Глубоко раскаяние Марии, оставшейся в пустынном месте оплакивать свои грехи. Свидетелями ее молитвенного подвига становятся горы, безмолвно внимающие сердечному воплю о пощаде. Гравюра повествует о суровом аскетическом подвиге покаяния, о мужественной борьбе с грехом и надежде на милосердие всепрощающего и любящего Бога.

Создавая свой образ Марии Магдалины, мастер использовал жанр «vanitas» или «суета сует», который приобрел особую популярность у художников барокко и романтизма. Основывается он на словах из книги Еклезиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (Екл. 1:2).  Картины этого жанра аллегорически напоминали неминуемой смерти и последующем Божьем суде.

История

Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету.

В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.

Рекомендуемая литература

Комментировать