- Путь монаха – это один из путей к достижению вечной блаженной жизни.
- Монашество имеет основание в примере земной жизни и словах Самого Господа Иисуса Христа (Мф.19:12; Мф.19:21 и др.).
- Монашество подразумевает смирение, сокрушение и плач о своих грехах, тяжелую борьбу с лукавыми духами, с греховными страстями, пороками, привычками, навыками, стремлениями, желаниями, мыслями, искушениями и пр.
- Для монашества характерна аскетическая жизнь, однако, неправильно думать, что аскетическим деланием следует заниматься только монахам. Посты, бдения, моления и ряд других форм аскетического делания доступны и полезны не только для монахов, но и для христиан, живущих в миру.
- Вступлению в монашество предшествует желание отказа от мирской суеты. Отдаленность от «мира» позволяет монаху больше концентрироваться на тех видах делания, которые характерны для монашеской жизни.
- Принятие монашества – очень ответственный шаг, и к нему необходимо готовиться ещё в миру, посредством частого участия в церковных богослужениях, послушания духовнику, воздержания.
- «Свет мирянам – монахи, а свет монахам – Ангелы», сказал св. Иоанн Лествичник.
- Монашеская жизнь представляет особую сторону христианской жизни. Многие святые просияли именно в монашестве.
- Хотя слово «монашество» происходит от греч. μοναχός (одиночный, живущий уединенно, одинокий), монашество – это не одиночество в обычном смысле этого слова. Одиночество часто воспринимается как неполнота. Одиноким может называться человек, не имеющий друзей, семьи и пр. Но истинный монах – не одинок; с ним Господь. Если же говорить об общежительном монашестве, то монахи или монахини, подвизающиеся в монастыре, живут и в единстве с Богом, и в окружении братий или сестер.
- Монашество предполагает особую форму посвящения – постриг с принятием обетов послушания, нестяжания и безбрачия.
- Монашество изначально возникло как движение мирян: подавляющее большинство монахов III–IV веков не были клириками и не стремились ими стать.
***
Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог. Еп. Иларион (Алфеев)
Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».
Архимандрит Иоанн Крестьянкин предупреждал неразумных искателей иноческого образа, которые ищут в монашестве лишь бегство от проблем и успокоение: «Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот вам напомню завещание печальника земли Русской преподобного отца нашего Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения». А потому уверяю вас: ваши нынешние трудности по сравнению с монастырскими покажутся вам ничтожными».