Слова угодников божиих немного приоткрывают, почему многим посылаются скорби и болезни:
«…Так святые угодники объясняют нам, что в последние времена монашества не будет вовсе или кое-где останется наружность, но без делания монашеского.
Не будет никаких собственных подвигов у ищущих царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть. Только при руководстве очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь?
Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами.
В притче о хозяине, нанимавшем работников, сказано, что пришедшие в единонадесятый час получат плату наравне с проработавшими весь день и даже раньше их. Эта притча применима к нам, современным монахам и искателям царствия Божия, проведшим весь день земной жизни нерадиво. Однако, по крайнему милосердию Своему, Господь призывает нас в последний период жизни поработать в Его винограднике терпением старости, болезней, потерей близких или их страданиями. Если же безропотно понесем эти тяготы, то и нам вменится это кратковременное страдание, как работникам единонадесятого часа, как будто бы мы подвизались всю жизнь. Более того,
Антоний Великий, авва Исхирион и другие утверждают, что спасающиеся в последние времена безропотным терпением скорбей, будут прославлены выше древних Отцов…».
(игумен Никон (Воробьев) (1894-†1963); Нам оставлено покаяние. Письма; Письмо 265).
+++
«...
Когда Господь посылает скорби и когда возвращает мир
Бог, как Милосердный Отец, видя в нашем сердце духовное неустроение и суетное попечение больше о земном, нежели о небесном, и посылает для нас вразумление – скорби и болезни. Со Своей стороны, как только человек осознал все это, Бог снова приемлет его, как блудного сына, и возвращает ему мир и тишину еще даже и в этой плачевной юдоли (3, с.48).
Скорби и болезни – наилучшие духовные врачи
Скорби и болезни являются для нас наилучшими духовными врачами. Посредством скорбей и болезней мы очищаемся от грехов и делаемся благоугодны Богу (Там же, с.36).
Скорби и болезни – проводники в жизнь вечную
Следует не забывать, что скорби и болезни, которые мы должны нести безропотно, помогают нам приобрести блаженную жизнь. Они, по словам Святогорца, будут нашими проводниками в жизнь вечную.
Исходя из этого, будем нести все скорбное, встречающееся в нашей земной жизни, с терпением и любовью...».
Читать подробнее