Вре́мя – одно из условий существования сотворенного Богом мира; течение, длительность, сопровождающая развитие событий.
Время есть неотъемлемое условие существования конечных вещей и творится Богом вместе с миром (Евр.1:2). Согласно блаженному Августину, оно немыслимо вне тварного мира: «Времен не было бы, если бы не было творения». Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получили бытие» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 33).
Время в Священном Писании
В Библии нет описания «пра-времени», сопоставимого с мифическим временем в других религиях. Все события в библейском повествовании относятся к тому же самому историческому времени, в котором живут люди сейчас.
Начало творения мира (Быт.1:1), есть и начало времени как творения Божия. Всеобщей мерой течения времени Бог установил ритм движения небесных светил: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт.1:14). Установление Творцом седьмого дня, субботы как дня покоя (Быт.2:2-3), определяет временной цикл седмиц. Ветхозаветные празднования непосредственно связаны с временными циклами: субботы (Исх.20:8-11), новолуния (1Цар.20:5; Ис.1:13-14), дни годового сельскохозяйственного круга (Исх.23:16, 19; 34:22; Лев.23:9-14; Втор.16:13), трехлетние (Втор.14:28), семилетние (Лев.25:1-4; Втор.15:1), 49-летние «юбилейные» (Лев.25:8-13) циклы.
Для многих пророческих текстов Священного Писания характерна размытость временных границ. Прошлое, настоящее и будущее соотносятся не в строгой последовательности, могут отсутствовать четкие границы между предсказываемыми событиями (см., например, Иоил.2:28-32). Для пророков все происходит как бы в настоящем.
Спаситель входит в мир «когда пришла полнота времени» (Гал.4:4), в предопределенный от вечности Богом момент истории. Христианское откровение подчеркнуто исторично. В Воплощении предвечный Бог непостижимо, но реально входит в человеческую историю и полноценно участвует в человеческом опыте времени. Иисус Христос родился «во дни царя Ирода» (Мф.2:1), во время переписи при «правлении Квириния Сирией» (Лк.2:2). Он был распят при прокураторе Иудеи Понтии Пилате (Мф.27:2). Воплощение, Рождество, Распятие, Воскресение произошли однажды в истории и, вместе с тем, их действие универсально: Христос «однажды пострадал за грехи» людей, чтобы привести всех к Богу (1Петр.3:18), «в определенное время умер за нечестивых» (Рим.5:6). Другие события Нового Завета также разворачиваются на историческом фоне, их изложение следует определенной хронологии. Мессианская эпоха, начавшаяся с Боговоплощения, называется в Священном Писании последними временами (1Петр.1:20; 1Ин.2:18). В книге Откровения данный период вплоть до Второго пришествия определяется как тысячелетнее Царство Христа (Откр.20:4–7). Это «время благоприятное» для спасения (2Кор.6:2).
Христианину следует «искупать время», то есть использовать каждую минуту для совершения добра, вместо того, чтобы тратить его попусту, «потому что дни лукавы» (Еф.5:16). Апостол призывает наставлять (ободрять) «друг друга каждый день, доколе можно говорить "ныне"» (Евр.3:13), то есть пока продолжается время благодати.
Время как часть творения упразднится в конце существования нынешнего мира (Откр.10:6) и наступит вечность, в которой будет непрерывно возрастающее Богопознание. См. Эпектазис
Бог и время
Поскольку Бог является Творцом времени, Он Сам не подчинен ему и находится вне его. Бог неизменен, в отличии от тварных существ, живущих во времени. Св. Августин пишет о бытии Бога вне времени следующее: «Ты не во времени предшествуешь времени, иначе Ты не предшествовал бы всем временам. Но Ты предшествуешь всему прошлому с высоты всегда настоящей вечности, и Ты возвышаешься над всем будущим, ибо оно еще только настанет, а когда настанет, то станет прошедшим, но Ты – Тот же, и годы Твои не кончаются (ср. Пс.101:28). Ведь Твои годы не приходят и не уходят, а наши годы приходят и уходят, чтобы им всем прийти. Все Твои годы существуют одновременно как настоящие, ибо они стоят неподвижно, так что приходящие не вытесняют уже идущих, ведь те не проходят. А все наши годы настанут только тогда, когда их всех уже не будет. Годы Твои как один день (ср. Пс.89:5), и этот Твой день наступает не ежедневно, а ныне, ибо Твой нынешний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Твой нынешний день – это вечность, поэтому Ты родил [Сына], совечного Тебе, Кому Ты сказал: Я ныне родил Тебя (Пс.2:7). Ты сотворил всякое время и Ты существуешь прежде всякого времени, и не было такого времени, когда вовсе не было времени».
В отличие от людей, живущих в истории, события которой разворачиваются линейно и последовательно, Бог находится в вечном «сейчас», и для Него все события человеческой истории также существуют «сейчас». Прошлое, настоящее и будущее уже состоялись и созерцаются Им все сразу. К примеру, Бог одновременно видит, как человек только родился, как он проживает основную часть жизни, и как он получает вечное воздаяние за прожитую жизнь.
Литургическое время
Слово Божие заповедует всем верующим непрестанно молиться (1Фес.5:17). В церковной практике постепенно выработалась сложная система «богослужения времени». Она строится из сочетания служб суточного, седмичного и годового подвижного и неподвижного кругов. Истоки суточного круга богослужения принято связывать с ветхозаветной практикой регулярного совершения молитвословий в течение дня, а упорядочивание ночной молитвы – с принятым в империи делением ночного времени на стражи (периоды смены караула). В каждой литургической традиции сформировалась своя система служб суточного круга. При этом общей для всех традиций является идея освящения повседневной жизни верующего. В ночных молитвах и бдениях выражается ожидание Второго пришествия.
Центром седмичного круга выступает торжественное празднование воскресного дня, вершиной которого является обязательное совершение Таинства Евхаристии. В этом Таинстве верующие как бы преодолевают время, поскольку Бескровная Жертва, приносимая на литургии, тождественна единократно принесенной Жертве Господа Иисуса Христа на Голгофе, а приобщение Святых Тайн делает их причастниками той самой евхаристической трапезы, которая была впервые в истории совершена на Тайной вечери в Сионской горнице.
Формирование годового круга началось с празднования Пасхи как регулярного воспоминания Страстей и Воскресения Иисуса Христа. Пасха является центром подвижного годового круга. К III веку в Церкви появляются дни памяти мучеников. Однако основой неподвижного круга стали господские и богородичные праздники, появившиеся в основном в IV–V веках. Среди них особенно можно выделить Рождество Христово и Богоявление. В Средние века в византийской традиции сформировалась система двунадесятых праздников, охватывающих ряд основных событий земной жизни Спасителя и Богородицы.
Помимо цикла праздников в Церкви также постепенно сложилась система постов различной продолжительности, целью которых является духовная подготовка верующих к тому или иному празднику.
«Византийское время»
Для афонского богослужебного устава очень существенно так называемое «византийское время», то есть жизнь по солнечным часам. Каждую субботу вечером здесь подводят часы так, чтобы начало суток совпадало с заходом солнца. В результате богослужения, предназначенные для дня и ночи, утра и вечера, совершаются в афонских монастырях каждое в свое время. Если же часам дать непрерывный ход, то в сутках всегда будет ровно по 24 часа, и установить такое расписание невозможно: в 6 утра, к примеру, зимой еще глубокая ночь, а летом уже ясный день…
Византийские часы и церковные службы суточного круга
Время: Греция, Афон, Пантелеймонов монастырь [40.237892, 24.201278]
Жить сегодняшним днём и предать себя воле Божьей
Один паломник спросил иеромонаха Дорофея на Коневце:
– Как достичь мира духовного?
– Нужно угомониться, – улыбаясь, ответил тот.
– Что значит угомониться?
– А вот что. Когда я был послушником на Валааме, старец мой сказал мне: «Дмитрий, больно у тебя нрав весёлый и подвижный. А не угомонишься, не достигнешь чистой молитвы – ни к чему тебе будет и монашество». Вот я и спросил его, как вы теперь меня: «Что значит угомониться?» Старец ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждёшь осени, когда работы на полях будет меньше?»
– «Верно, батюшка…»
– Ну, а осень придёт, будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут – будешь ждать весны, а там Пасху?»
– «Правда, отче». – «Вот ты сейчас послушник, а, поди, ждёшь того времени, когда будешь рясофором?»
– «Да, жду».
– «Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там иеромонашества. Вот это значит, что ты не угомонился. А вот когда тебе будет всё едино, весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник ты или схимник, а будешь жить сегодняшним днём, не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле Божией, вот ты и угомонишься…»
Цитаты о времени
«Для чего существует время? Каков смысл времени? Воплотить вечность воплощением Бога в человеке и через Богочеловека совершить обо́жение человека, а через человека – обожение времени и пространства – мира (Рим.8; Еф.1 и Еф.4; Кол.2:1-10)».
преподобный Иустин (Попович)
«Приборов для измерения времени нет. Часы меряют не время, а угол поворота стрелки или количество колебаний кварцевых кристаллов. Мы интуитивно понимаем, что и угол поворота, и количество колебаний как-то со временем связаны. Мы условно это называем временем; но что такое само по себе время, наука не знает».
протоиерей Кирилл Копейкин (кандидат физико-математических наук, кандидат богословия)
«Бог, как существо неизменяемое, не зависит от условий времени, как формы всего изменчивого бытия, или вечен. Время не есть что-либо само по себе существующее; оно есть лишь форма бытия конечного, так как в нем происходят постоянные изменения в вещах, вследствие которых они то появляются, то исчезают, переходя из одного состояния в другое и в каждое определенное мгновение являются не тем, чем они были прежде. Этими-то изменениями и определяется в преемственном бытии конечном прежде и после, начало и конец, настоящее, прошедшее и будущее. Если бы в бытии конечном не происходило таких постоянных изменений, а было бы оно всегда одинаково равным самому себе, тогда не было бы измерения продолжительности бытия, не было бы места и для времени. Таково именно и есть бытие неизменяемого существа Божия. Оно всецело и всегда одинаково владеет своим бытием, без всякого возрастания или уменьшения, без всякой преемственности или перемены, а потому для Него нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего, а есть только всегда одинаковое, присносущное или вечное бытие. С отрицательной стороны вечность Божия, таким образом, состоит в том, что для Бога нет тех измерений времени, какие прилагаются к бытию конечному (прежде, после, теперь), с положительной – в том, что в каждое предположенное время Он есть то же, всегда равное Себе Самому».
протоиерей Николай Малиновский
«Творец времени бережет время, а мы его расточаем. Он спешит делать наше спасение, а мы откладываем. Утром говорим: «Начну в полдень. В полдень – отложу до вечера. Вечером – это еще не последний час». В юности отлагаем спасение свое до зрелого возраста, в зрелом возрасте отлагаем до старости; в старости – до последней болезни. После этого нет ничего невероятного, что нощь смертная, когда никто не может делати, застанет нас совершенно не готовыми стать на суд.
И не говорите о милосердии Божием, лучше вспомните Его правосудие. Не указывайте на разбойника, – кто знает, будем ли мы пред смертью в состоянии хоть слово сказать к Господу? И тогда куда денутся надежды человека, откладывающего день ото дня спасение свое? Притом, когда этот день наступит? Не знаем мы дня, когда придет к нам Господь. Не знаем, когда и мы сами придем к Господу. День земной всегда оканчивается вечером, а день нашей жизни, увы, оканчивается часто в полдень, и ранее того: и тогда с чем предстанем на суд Божий? Наконец, сама возможность делать добро разве не может исчезнуть? Вот теперь ярко светит над нами солнце, день нашего благополучия в полном разгаре, мы здоровы, средства есть. Милость Божия очевидна, и за ней льются на нас и милости человеческие: самое благоприятное время для делания добра. Но, случается, среди ясного дня вдруг раздается гром и сокрушает могучие дубы, внезапно разразившаяся буря разбивает самые крепкие корабли, разрушает самые прочные здания. Кто знает, не разразится ли и над нами буря бед и напастей? Кто из нас может быть уверен в прочности своего земного счастья?».
«Будем же делать добро, пока день есть. Будем молить Бога, чтобы день нашего земного благополучия не сменился нощию бед и напастей,– увы, от них никто из людей не застрахован. И прежде всего, чтобы нощь смертная не застала нас неготовыми войти в радость и небесный чертог божественной славы Господа нашего Иисуса Христа, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь».
Лаврентий, еп. Курский
«Самое массовое недоразумение – принимать вечность за очень долгое (бесконечное?) время. Говорят, например: «Сто лет в сравнении с вечностью – это очень мало...» Неправильно. Продолжительность отрезка времени невозможно сравнить с вечностью, как невозможно сравнить по длине веревку с воздухом. Воздух не имеет длины; вечность – это отсутствие времени.
Материальный мир – и вся Вселенная, и каждый из нас – живет во времени, а жизнь будущего века, стремление к которой мы исповедуем в Символе веры, времени непричастна.
И тут возникает еще одна глубокая ошибка, отрыв вечности от обыденности: «Вот, дескать, настанет конец света и начнется вечность...» Неправильно! Вечность не начинается и не кончается: вечности, здесь и сейчас, принадлежит все то, что не принадлежит времени. И это – изрядная доля в жизненном пространстве каждого из нас: на то мы и люди, а не мертвая материя...».
иеромонах Макарий (Маркиш)
«Что дороже всего на свете? Время! И что теряем без сожаления и бесполезно? Время! Время дано Господом для правильного употребления его во спасение души и приобретения будущей жизни. Взыщет Господь, что мы украли время для своих прихотей, а не для Бога и не для души употребили».
преподобный Севастиан Карагандинский
«Время для христианина – сокровище, за которое покупается вечность».
архим. Рафаил (Карелин)
Литература по теме
- День Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- «Времени уже не будет» (Апок.10:6) Энциклопедия изречений
- Время и вечность архим. Алипий
- Время: темница или путь к свободе Каллист (Уэр), еп. Диоклийский
- Исповедь. Книга 11 блаж. Аврелий Августин
- Времяисчисление Библейское архим. Никифор
- Время и богослужение архим. Макарий (Веретенников)
- О духе времени преп. Иустин (Попович)
- Традиции и нововведения в Церкви архим. Вассилиос Папавассилиу
- Что делал Бог до сотворения неба и земли блаж. Августин
- Изменения иг. Борис (Долженко)
- Счёт времени в древнехристианскую эпоху М. Арранц, Ю. Рубан
- Время и вечность А.И. Введенский
- Категория времени в христианской метафизике: Григорий Нисский и Максим Исповедник П.Б. Михайлов
- Понятие времени в трудах святителя Феофана Затворника игумен Лука (Степанов)
- Космологические аспекты учения блаженного Аврелия Августина о времени и его соотношении с вечностью А.Р. Фокин
- Конвертер церковнославянских, греческих, еврейских и римских чисел
Комментировать