Анастасия_АСБ
Новичок
Добрый день! Сегодня хотелось бы поговорить о том, какое влияние могут оказать на ребенка релаксационные упражнения, как они способны помочь родителям.
В последние годы почти повсеместно происходит увеличение учебной нагрузки у дошкольников, вводится дополнительное образование. Увеличение количества занятий нередко приводит к нарушениям распорядка дня: сокращается время прогулки, дневного сна, и на игру почти не остается времени. Все перечисленное неизбежно ведет к переутомлению и в совокупности может способствовать появлению психоэмоциональных срывов, потери мотивации к обучению, а также ранним расстройствам здоровья у детей.
Для начала необходимо рассмотреть значение данного понятия. Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация бывает непроизвольной и произвольной, последняя достигается с помощью применения специальных психофизиологических техник.
Релаксационные упражнения оказывают влияние не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на весь организм в целом. Выполнение этих упражнений способствуют:
– появлению ощущения покоя и сосредоточенности;
– повышению концентрации внимания ребенка;
– улучшению обмена веществ и мозгового кровообращения;
– снижению напряжения и утомления;
– исчезновению отрицательных эмоций и улучшению поведения;
– формированию эмоциональной стабильности ребенка.
Такой вид упражнений целесообразно применять для коррекции поведения ребенка, для более быстрого засыпания, а также во время напряженной деятельности или для переключения с одного вида деятельности на другой.
Именно образность упражнений способна привлечь внимание ребенка, ведь игровая форма больше нравится детям. Далее я приведу пример релаксационных игр.
Воздушный шар
Взрослый просит ребенка изображать воздушный шарик, который он надувает с помощью насоса.
Сначала шарик - маленький и сморщенный: ребенок нагибает корпус, руки болтаются в расслабленном состоянии. Взрослый изображает работу с насосом. Ребенок постепенно (в зависимости от того, как его «накачивают» - быстро или медленно) распрямляет корпус, разводит в стороны руки, набирает воздух в щеки. «Шарик станет большим», когда ребенок встанет на носочки, вытянет руки в стороны и надует щеки.
После этого взрослый «развязывает веревочку» и «сдувает шарик» - ребенок опускает руки, выпускает из щек воздух, ложится на ковер(кровать) и расслабляется.
“Снежная баба”.
Ребенок ложится на ковер(кровать), представляет себя снежной бабой. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках.
Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Ребенок ощущает, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Вместе с таянием приходит и расслабление. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Для достижения максимального эффекта необходимо выполнять такие упражнения регулярно каждый день. Также лучше чередовать разные игры, чтобы подпитывать интерес ребенка. Ниже представлены книги, в которых имеются целые комплексы упражнений и более подробно описана методика их выполнения.
Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр - М.: Книголюб, 2008 - 48 с. (Психологическая служба.)
Зайцева Л.И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников. — СПб.: «Детство-пресс», 2013 г.
В последние годы почти повсеместно происходит увеличение учебной нагрузки у дошкольников, вводится дополнительное образование. Увеличение количества занятий нередко приводит к нарушениям распорядка дня: сокращается время прогулки, дневного сна, и на игру почти не остается времени. Все перечисленное неизбежно ведет к переутомлению и в совокупности может способствовать появлению психоэмоциональных срывов, потери мотивации к обучению, а также ранним расстройствам здоровья у детей.
Для начала необходимо рассмотреть значение данного понятия. Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация бывает непроизвольной и произвольной, последняя достигается с помощью применения специальных психофизиологических техник.
Релаксационные упражнения оказывают влияние не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на весь организм в целом. Выполнение этих упражнений способствуют:
– появлению ощущения покоя и сосредоточенности;
– повышению концентрации внимания ребенка;
– улучшению обмена веществ и мозгового кровообращения;
– снижению напряжения и утомления;
– исчезновению отрицательных эмоций и улучшению поведения;
– формированию эмоциональной стабильности ребенка.
Такой вид упражнений целесообразно применять для коррекции поведения ребенка, для более быстрого засыпания, а также во время напряженной деятельности или для переключения с одного вида деятельности на другой.
Именно образность упражнений способна привлечь внимание ребенка, ведь игровая форма больше нравится детям. Далее я приведу пример релаксационных игр.
Воздушный шар
Взрослый просит ребенка изображать воздушный шарик, который он надувает с помощью насоса.
Сначала шарик - маленький и сморщенный: ребенок нагибает корпус, руки болтаются в расслабленном состоянии. Взрослый изображает работу с насосом. Ребенок постепенно (в зависимости от того, как его «накачивают» - быстро или медленно) распрямляет корпус, разводит в стороны руки, набирает воздух в щеки. «Шарик станет большим», когда ребенок встанет на носочки, вытянет руки в стороны и надует щеки.
После этого взрослый «развязывает веревочку» и «сдувает шарик» - ребенок опускает руки, выпускает из щек воздух, ложится на ковер(кровать) и расслабляется.
“Снежная баба”.
Ребенок ложится на ковер(кровать), представляет себя снежной бабой. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках.
Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Ребенок ощущает, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Вместе с таянием приходит и расслабление. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Для достижения максимального эффекта необходимо выполнять такие упражнения регулярно каждый день. Также лучше чередовать разные игры, чтобы подпитывать интерес ребенка. Ниже представлены книги, в которых имеются целые комплексы упражнений и более подробно описана методика их выполнения.
Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр - М.: Книголюб, 2008 - 48 с. (Психологическая служба.)
Зайцева Л.И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников. — СПб.: «Детство-пресс», 2013 г.