Скрыть
Прильпѐ землѝ дꙋша̀ моѧ̀: живи́ мѧ по словесѝ твоемꙋ̀.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Прилпе земли душа моя. Гонимый беззаконными, пришел я, говорит, в крайнее затруднение, и прошу спасти меня по обетованию Твоему, в котором сказано: и потоки не покрыют тебе (Ис. 43,2).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему

Этим обозначил он свое крайнее смирение. Так говорит он и в сорок третьем псалме: «душа наша унижена до праха, утроба наша прилипла к земле« (Пс.43:26), то есть: я не превознесся, не сде­лался гордым, но остаюсь смиренным. Вот что значит: «прилипла к земле душа моя». Поэтому я и прошу: «оживи меня по слову Твоему», то есть: направь жизнь мою по закону Твоему. Здесь пророк указы­вает, во-первых, на связь души с телом, взятым из земного праха, и затем и на добровольное уничижение свое, какое он обна­ружил после своего грехопадения: и он ожидает, что после этого уничижения он будет жить – по слову Бога, возносящего тех, кто сам себя унижает. «Оживи меня по слову Твоему». Просит не жизни самой по себе, но жизни по закону.

Беседы на псалмы. На псалом 118

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси твоему

Псалмопевец, говоря: прильпе земли душа моя, во-первых, означает сим общение души с телом, так как человек сотворен из земной персти. А потом - и произвольное самоуничижение, какое, соделав грехи, показывал в себе Давид ожидая, что будет жив душою, по слову Самого Бога, Который возносит смиряющегося (Лк.18:14).

Письма. Книга I

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Прилпе земли душа моя». Пророк выразил сим избыток смирения. Ибо так сказал и в псалме сорок третьем: «яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша» (Пс.43:26).

«Живи мя по словеси Твоему». Пророк просит не жизни неопределенно, но жизни сообразной с законом.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Четвертое восьмистишие характеризуется буквою дάлетдверь.

С этим словом приходят на ум умилительные песни Церкви: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, или: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице. Покаяние и есть содержание предлежащего восьмистишия. Дидим говорит: «Пророк берет здесь лицо кающегося грешника» и с ним проходит весь путь обращения, с первого пробуждения совести до решительного вступления на путь заповедей, чтобы на случай, если кто вздумает покаяться, видел он путь, которого должно держаться в этом первейшем деле.

В деле духовной жизни есть много дверей. Каждая степень в ней имеет свою дверь, минуя которую нельзя вступить на нее. Начальные – это дверь из греха и дверь вступления в правый путь. Они, по-видимому, так нераздельны, что исход из одной жизни и вход в другую совершаются чрез одну и ту же дверь; на деле же они отстоят одна от другой, и иногда на очень большое расстояние. Между ними есть промежуток, который надобно пройти осторожно, будто коридор темный. Эти три момента и изъясняются в настоящем восьмистишии. Дверь покаяния – стихи 25 – 27; переход – стихи 28 – 29; дверь в правую жизнь – стихи 30 – 32.

Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему

Это первый вопль грешника по пробуждении от сна греховного. Грех и страсти имеют седалище и опору в плоти, а пищу, удовлетворяющую их, находят в чувственных земных вещах и в суетных обольстительных обычаях века сего. Грешник втягивается во все это и, пока работает греху, не может не только почувствовать, но даже видеть, как неестественно его положение. Но когда благодатию Божиею пробуждается от усыпления, то первое, что ему теснится в сознание, это – унижение, какому подверглась в нем его богоподобная душа: «До чего я довел себя!.. Мне следовало бы вращаться на небе, в Боге и вещах божественных, а я пресмыкаюсь по земле, валяюсь в земном и оторваться от этого не хочу».

Норма жизни человека – жизнь в Боге духом, привлекающая туда же и жизнь души с телом. В духе – образ Божий. Свидетельствуется он действием страха Божия и совести и недовольством ничем земным. Это – требования жизни духовной. Исполняются они действиями души и тела, и когда исполняются, тогда человек всем естеством своим восходит к богоподобию, а когда не исполняются, тогда берет верх душевно-телесность, и требования духа слабеют и слабеют до того, что как бы совсем замирают, и человек становится словно не человек, словно и жизнь-то в нем только что телесная. Как потом пробуждается дух – это тайна Божия. Но, пробудившись, он победоносно возвышает голос свой; прежде господствовавшая душевно-телесность смиряется и смолкает, оставляя полный простор действовать тому сознанию, что, состоя под ее гнетом, человек не тем был, чем бы следовало ему быть. Отсюда вопль: «увы! прильпе земли душа моя!» Это очень похоже на жалобу пришедшего в себя блудного сына: аз же гладом гиблю.

Прекрасно изображает это состояние святой Амвросий, в лице падшего праотца нашего. «Под землею разумеется вещественное. Человек, уклонившись от заповеди Божией, склонился на вещественное и плотское, и исполнила его любовь к веку сему. Изверженный за это из рая, восхитительного места сладости, на эту землю бедную, Адам оплакивает себя, говоря: прильпе земли душа моя. В другом месте то же выражает пророк так: смирися в персть душа моя, прильпе земли утроба моя. Это голос приносящего покаяние. Прежде, блаженствуя и питаясь небесным, не знал он забот и нужд житейских, а ныне – согбен под тяжестию печалей века сего, увлекаемый похотями плоти и любоиманием. Так бы и оставался падший всегда прикованным к земле, будучи не в силах подняться горé, если бы Христос не поднял его крестом Своим. И доныне остается таким всякий, кто удаляется от Христа. Но тот, кто внял гласу Христову: гряди по Мне, не будет более прилепляться к земле. Земля – плоть и дух мира пленяют нас некоторыми блудничными приманками, подрумянивая лица страстей плотскими сластями, чтобы скрыть непривлекательную действительность и красивою наружностию обольщать приближающихся. Но когда на время обманутое внутреннее око ума стрясет прах, помрачавший его, тогда спадает и прикраса с страстей, и усматривается, как призрачны прелести века сего. Итак, не низводи в персть смерти душу свою, которую Бог почтил естественною некоторою высотою и дал ей силу возбуждаться и возноситься горé. В союзе души с телом сокрыто естественное таинство жизни нашей, и душа будто невольно льнет к земле и земному, частию потому, что оно есть временное жилище наше, частию потому, что тело наше из земли. Но будь тверд и молись с апостолом избавить тебя от тела смерти сея. Будем ходить в воле Божией, чтобы можно было сказать о нас, что мы прилеплены к Богу. Кто живет по влечению плоти, тот плоть есть, а кто живет по заповедям Божиим, тот дух есть. Да не будет же душа наша плотию, не допустим, чтоб и о нас было сказано: плоть суть, как сказано было о тех, кои привлекли на себя казнь потопную. Но скорее плоть наша да станет душевною, заслужив это имя покорностию велениям души. Справедливо сравниваются с ангелами те, которые чуждаются похотей плотских. Они – плоть, но не суть во плоти, а в духе, каковы были те, к коим сказал апостол: вы же несте во плоти, но в дусе. Итак, восчувствовав унижение души, преклоненной похотьми до праха, молись, да будет она оживлена, по слову Господа, Который влечет к Себе души, отвлекая их от земли. Живится же та душа, которая пошла путем Христовым. Она стала мертва греху, жива же Богу, после того, как, спогребшись Христу, стала в Нем праведною».

Блаженный Августин видит здесь вопль не человека, в первый раз обращающегося от греха, но уже идущего путем добродетели и чувствующего приражения плотских земных влечений. «Впереди, говорит, сказал пророк: раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих, – свидения Твоя поучение мое есть; а здесь говорит: прильпе земли душа моя. Не то ли должны мы из сего уразуметь, что сколько бы кто ни преуспевал в оправданиях Господних, всегда в нем остается пристрастие смертной плоти к земному, чего ради и есть искушение житие человеку на земли ; и что от этой мертвящей земляности, если не перестает преуспевать, каждодневно более и более оживает он, будучи животворим Тем, Чьею благодатию внутренний наш человек обновляется по вся дни. Апостол, когда говорил, что, живя в теле, отходим от Господа, и когда сам желал разрешиться и быть со Христом , не на эту ли прилипчивость к земле указывал? Потому-то здесь в слове пророка не неприлично разуметь под землею тело, как от земли сущее. И на него, поколику оно еще тленно и обременяет душу , можно жаловаться Богу: прильпе земли душа моя, живи мя! Правда, мы не без тел наших и в вечности со Христом будем; но тогда они, не будучи тленны, не будут и душ обременять. Там не души к телам, а тела к душам будут более прилепляться, души же – к Богу. Там тела будут жить из душ, прилепляясь к ним, а души будут жить из Бога, к Коему прилепляться для них благо есть, как уверяет пророк в другом месте: мне же прилеплятися Богови благо есть. Пророк, впрочем, жалуется не на союз души с телом, а на плотскую похоть, воюющую чрез тело на дух, и, вопия таким образом, не разрешения от тела желает, а того, чтобы похоть эта более и более умалялась, сила же духа над нею более и более возрастала, пока, наконец, та совсем иссякнет, а сей достигнет в меру совершенства данным нам Духом Святым».

Сознав неестественное прилепление свое к земле, дух вопиет к Богу: живи мя. Оживления ищет связанный узами смерти и чувствующий свою мертвенность. Пророк то же самое говорит этим: «мертв я – оживи мя». Прилепление к земле и земному есть смерть духа; но он уже вопиет, уже в движении, уже ожил, – ожил, но лишь настолько, чтобы сознать оковывающую его мертвенность греха и страстей. Нет еще в нем силы разорвать эти узы, желает он вырваться из них, но чувствует, что они настолько крепки, что ему не сладить с ними, потому-то и молится к Богу о животворной силе. Это второй шаг к отверзающейся двери покаяния. Благодать приходит и возбуждает; пробужденный сознает худость состояния своего; действие благодати на первый раз этим и ограничивается. Далее духу самому предлежит возжелание выйти из своего худого состояния; возжелавши – решиться на то; решившись – принять должные меры и затем приступить к самому делу. Возжелание, решимость, готовность на все меры – все это идет хорошо в духе, в мысленных действиях души; но коль скоро надо приступить к делу, то не оказывается настолько энергии в нравственных силах человека, чтоб он мог привесть в исполнение задуманное и решенное. Живи мя – это молитва о притоке благодатных сил для воодушевления духа и исполнения его действенною энергиею к противлению земным влечениям и привычкам. Благодать Божия всегда присуща, тем паче благодать, уже возбудившая дух, но она не входит самовластно в душу, пока она сама не отверзет ей входа сознанием своего бессилия и богопреданною молитвою. «Живи мя; я готов; жажду тебя, как сухая земля жаждет дождя».

«По словеси Твоему значит то же, что по обетованию Твоему», говорит блаженный Августин. «Когда, поясняет Анфим, преступив заповедь, согрешил я, – прильпе земли душа моя, и объяла смерть, по причине разделения с Тобою и отделения от Тебя, Живодавче Господи. Но вот я каюсь, оживотвори же меня по слову Твоему, что будешь милостив к кающимся, не желая смерти грешника».

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

Евфимий Зигабен (†1118)

Прильпе земли душа моя; живи мя (дай мне жизнь) по словеси Твоему

Едва, говорит, я не прилип долу к земле, т. е. весьма смирился: почему и прошу, чтобы Ты дал мне жизнь по закону твоему. Или я прилепился и пристрастился к земным вещам и прочее.

Другой говорит: Говоря сие, Давид показывает единение души с телом, взятым из персти земной. А за сим, по Феодориту, выражает и великое и добровольное смирение свое, вид которого принял на себя за свои грехи, надеясь получить чрез оное жизнь, по слову Бога, возносящего того, кто смиряет себя. А по словам Безименного, пророк быть может исповедывается касательно своей души, что она прежде чрез падение в злословие оставила было обязанность прилепляться к Господу, и по причине оного прилепилась к земле, пристрастилась к земным предметам, и унизила естественную свою высоту и достоинство; ибо всякая согрешающая душа привязана к персти. А в законе сказано: в след Господа Бога Твоего ходи, и к Нему прилепляйся. Феодора: Псалмопевец здесь выражает смиренномудрие и плод оного: ибо когда кто по смирении своему прилепится к земле, говоря с Авраамом: я есмь земля и пепел, тогда, по слову Божии, будет жить, т. е. в том блаженстве, о котором сам возвестил в Евангелии: блаженны нищие духом, ибо их царствие небесное. Оригена: Ныне душа прилепилась к земле, и сделалась перстию; а в воскресение плоть прилепится к душе, и будет как душа, которая, прилепившись ко Господу, в воскресение будет с ним один дух, и самое тело будет духовно; а это согласно с следующими словами: смирилась в персть душа моя; прилипло к земле чрево наше.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

25. Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему. Под. Пс.43:26. Т.е. «гонимый беззаконными, пришел я в крайнее затруднение, и прошу спасти меня по обетованию Твоему» (Св. Афан.). «Пророк, – говорит бл. Феод., – выражает сим избыток смирения, и просит не жизни неопределенно, но жизни, сообразной с законом».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси твоему

«Душа моя повержена в прах» - я измучен, истерзан до того, что близок к смерти, обращен в пыль, в ничто - указание на то, что современные писателю настроения действовали на него удручающе, он близок был к отчаянно. - «Оживи меня по слову Твоему» - помоги Своим всемогущим содействием.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible